После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого. Первые мозаики на Руси появились при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение они получили благодаря приглашенным из Византии умельцам.
Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела. Собор Святой Софии в Киеве возведенный в XI в, тому подтверждение. Его мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом. Их палитра состоит из 177 цветов и оттенков:
- 21 градация синего,
- 25 – золота,
- 9 – серебра.
Для русских мастеров средних веков цвет был одним из главных средств художественной выразительности.
В Киевской Софии мозаики расположены в основном в алтарной части и в подкупольном пространстве храма. Они художественно выделяют центральную часть храма, где проходят богослужения.
Эпоха Просвещения
В силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.
Весь мир знает Михаила Ломоносова как гениального ученого-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. И очень сложно перечислить все таланты и заслуги перед отечеством этого «универсального человека». Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны, ибо все, к чему прикасалась рука гения, носило характер глубокого основательный и профессиональный.
Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: «Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?»
В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.
В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.
Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.
Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, – самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию «Трех цветов», опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги. А через 10 лет на фабрике неподалеку от Санкт-Петербурга производилось уже больше 100 цветов и 1000 оттенков.
Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается «Полтавская баталия», созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.
Михаил Васильевич Ломоносов – Мозаика «Полтавская баталия» (1762-1764)
По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно «Покорение Азова в 1696 году», однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.
За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс... Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.
Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.
Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.
Храмовая мозаика в XIX в
Мозаики Исаакиевского собора
В 1881 г. при оформлении внутреннего убранства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге живописные иконы и фрески было решено постепенно заменить мозаичными, для их лучшей сохранности в местном сыром климате, так как невозможно поддерживать летом и зимой постоянные температуру и влажность - главное условие сохранности живописного убранства.
Мозаичные работы в Исаакиевском соборе начались в 1851 году и велись до 1914 года. Перед художниками стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал.
Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки».
Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.
Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была очень трудоемкой, дорогостоящей и отнимала много сил и времени.
Апостол Петр, Исаакиевский Собор
В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики. Суть ее в том, что набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносится на твердое основание. Это особенно удобно при изготовлении мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным.
В технологии мозаики особое значение придавалось производству канторели – «золотых смальт», из которых набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторели на стеклянную пластину накладывали листки золота и заливали расплавленным стеклом, прессовали, и золото прочно спаивалось со стеклом. Такие смальты успешно применялись при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся так называемым прямым способом.
Бетонную плиту, окантованную металлической рамой, покрывали гипсом, и на ее поверхность переносились контуры оригинала. Постепенно удаляли гипс, укрепляли смальту на мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись один к одному, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Швы тонировались цветным воском, а лицевая поверхность шлифовалась и полировалась.
Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых.
С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров, в работе было использовано около 12000 оттенков смальты и в общей сложности она длилась 66 лет.
Реалистичность изображения достигалось это за счет мелкого модуля, тончайших цветовых и тоновых переходов и колерованного мастикой шва между модулями. По окончанию набора, мозаичные панно шлифовалось и полировались до зеркального блеска.
В стенах этой же мастерской за короткий срок была создана вся мозаичная отделка храма Спаса-на-Крови.
История создания Спаса на крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права.
Покушение на царя было осуществлено 1 марта 1881 года членами террористической организации «Народная воля». Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, государь скончался.
Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом.
Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.
Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного в Москве. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году.
Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 м2 фасадов, внутри ею оформлено 7065 м2. 40 мастеров-мозаичистов, не считая подмастерьев трудились над созданием мозаик храма. По площади мозаичного убранства Спас на Крови занимает 1-е место среди православных сооружений в России и является одним из крупнейших в Европе.
Впервые в России применил продвинутый и быстрый «обратный» или «венецианский» метод набора мозаичного полотна, мастер Александр Александрович Фролов, позже его дело подхватил брат Владимир Александрович.
Этот способ позволил изготавливать масштабные композиции, которые видятся, как все гениальное, на расстоянии. Художественные эскизы переносили на толстую бумажную основу, используя зеркальное отображение. Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.
Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса на Крови, внутри собора она покрывает сплошным полотном все стены, столбы и своды храма.
В начале ХХ века работы были закончены. Если мозаика Исаакиевского собора создавалась на масляной живописи, то в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте.
Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры – огромнейшая заслуга архитектора Парланда. После окончания набора мозаики не шлифовались, как это было в Исаакиевском соборе, поэтому неровность мозаичного полотна создает особую игру света.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства храма Спаса на Крови.
Советский период в искусстве мозаики
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя. Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.
Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.
Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.
Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность.
Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.
Именно Владимир Фролов и его мастера выполнили свои самые знаменитые работы советского периода – мозаики для станций московского метро «Маяковская», «Автозавозаводская» и «Новокузнецкая».
Мозаика на станции «Маяковская»
В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Большое количество панно, созданных в 50-60-е годы воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.
Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, – использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.
После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…
А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.
Разноцветные панно можно и сейчас встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.